исполнительное производство
ФССП России
С января 2020 года вступили в силу кардинальные изменения в законодательстве о судебных приставах. Теперь деятельность ФССП официально признана государственной службой, что автоматически ужесточает требования к квалификации и образованию приставов, повышает их статус, вводит дополнительные ограничения и меры ответственности. О самых важных изменениях читайте в этом материале.
Целью принятия новых законов и внесения поправок в действующее законодательство является повышение статуса приставов-исполнителей. До конца 2019 года ФССП не относилась к государственной службе, хотя по многим признакам совпадала с ней. Отсутствие статуса госслужащих не позволяло специалистам ФССП получать заслуженные льготы и гарантии по профессиональному статусу, в том числе за работу в условиях повышенного риска.
Вот ряд ключевых причин, с которыми связано реформирование службы приставов:
Несмотря на изменение статуса приставов, процесс исполнительного производства практически не изменится. Однако участники дела могут требовать привлечения специалиста ФССП к ответственности, а реализовать свои законные полномочия приставу будет проще.
Основным нормативным актом, который ввел множество изменений для ФССП, является Федеральный закон № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения РФ…". Им был изменен и Федеральный закон № 118-ФЗ, который также сменил название – "Об органах принудительного исполнения РФ" (ранее назывался "О судебных приставах"). На данный момент аббревиатура ФССП сохранила свое название, однако может быть изменена позднее.
Также были внесены поправки в нормативные акты о социальном и пенсионном обеспечении госслужащих. В них теперь есть ссылка на специалистов ФССП, которые могут на льготных основаниях выйти на пенсию, рассчитывать на федеральные оклады и индексации, иные льготы.
Основные изменения в законодательстве о судебных приставах можно найти в Законах № 118-ФЗ и № 328-ФЗ. Вот как изменился профессиональный статус приставов после приравнивания их к госслужащим:
Ограничения и запреты для работы в ФССП указаны в ст. 14 Закона № 328-ФЗ. Нельзя работать приставом при наличии судимости, либо при прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. Сотрудники ФССП не могут иметь двоенное гражданство или вид на жительство в другой стране. Применяются и другие запреты, установленные для госслужащих по Закону № 79-ФЗ.
Работа в ФССП теперь проходит по контракту. Как и для других категорий госслужащих, стать приставом можно по итогам конкурса должностей. Исключения предусмотрены только для отдельных младших должностей, либо при переводах внутри ФССП. В процессе работы регулярно проводится аттестация, а отрицательное прохождение обязательных тестов и проверок будет являться основанием для расторжения контракта.
Полномочия приставов фактически приравнены со статусом полицейских, хотя и распространяются только на исполнительное производство и обеспечение деятельности судов. Также введена возможность подачи регрессных исков к рядовым приставам, если их виновные действия причинили ущерб гражданам, государству, имуществу. Регресс будет подаваться от имени государства после фактического возмещения ущерба. Это должно повысить уровень ответственности, упростить процедуру возмещения ущерба от действия и решений приставов.
Автор статьи