исполнительное производство
ФССП России
Суть работы коллекторов заключается во взыскании просроченных долгов. Такую же работу выполнят приставы, хотя объем их полномочий намного шире, чем у коллекторских фирм. Помимо ведения исполнительных производств, специалисты ФССП осуществляют контроль за деятельностью коллекторов. Одним из направлений такого контроля является рассмотрение и проверка по жалобам на нарушения, с которыми может столкнуться должник. Результатом проверки может быть привлечение к ответственности коллекторской фирмы, ее руководителя или рядовых специалистов.
Не только могут, но и обязаны это делать. В силу Закона № 230-ФЗ, контроль может выражаться в следующих формах:
Комментарий юриста. Коллекторы не ведут исполнительное производство, поэтому могут использовать только ограниченный перечень мер по взысканию. В частности, они не могут наложить арест на счета и имущество, забирать вещи и проводить их реализацию, вводить запреты и ограничения. Деятельность приставов и коллекторов регулируют разные законы. Если коллектор попытается представиться приставом и будет убежать должника в возбуждении исполнительного производства, его действия можно трактовать как мошенничество или вымогательство.
В штате ФССП нет специальных подразделений по работе и взаимодействию с коллекторскими фирмами. Поэтому с жалобой можно обратиться в любой отдел ФССП по адресу жительства должника, либо по месту совершения нарушений. В ближайшем будущем ситуация может измениться. Президент РФ поручил проработать вопрос с расширением штата приставов и созданием специальных структур по контролю за коллекторами.
С требованиями коллекторских компаний можно столкнуться, если основной кредитор продал им долг по цессии, либо заключил договор агентирования. В первом случае коллекторы становятся новым кредитором, что позволяет им обращаться в суды и ФССП, банкротить должника, реализовать иные прав. При агентировании коллекторы выступают представителями банков и МФО, поэтому их полномочия должны определяться по договору.
При взаимодействии с гражданами коллекторские агентства и их представители должны соблюдать Закон № 230-ФЗ. Ниже расскажем о самых распространенных нарушениях, когда жалобы на коллекторов поможет должника отстоять свои интересы.
Самые серьезные проблемы у должника возникнут, если взысканием будут заниматься нелегальные коллекторские фирмы. Перечень контор, которые имеют свидетельство и могут законно взыскивать задолженность, можно проверить на сайте ФССП. Именно действия нелегальных сборщиков долгов чащей всего связаны с угрозами и оскорблениями, применением физической силы, повреждением имущества, раскрытием персональных данных.
Жалобы на черных и серых коллекторов могут рассматривать не только приставы, но и специалисты МВД. По фактам нарушений возбуждаются уголовные и административные дела, особенно если должник представит доказательства (документы, аудио- и видеозаписи). Можно жаловаться сразу в МВД и ФССП, чтобы гарантированно и быстро получить защиту от противоправных действий.
Все доступные варианты взыскания, которые могут использовать коллекторские агентства, подробно описаны в Законе № 230-ФЗ. При первом и каждом последующем обращении к неплательщику коллекторы обязаны представиться, сообщить регистрационные данные о своей компании, реквизиты свидетельства. Также в законе есть множество предписаний, связанных с ограничением по количеству и времени звонков, смс, личных встреч. Запрещено звонить неплательщику с разных номеров, использовать противоправные методы взыскания.
Чтобы подать жалобу приставам, рекомендуем записывать все разговоры с коллекторами. Также у вас есть право вообще отказаться от любых форм общения со сборщиками долгов. Для этого достаточно направить в адрес коллекторской компании письменный отказ. Если после направления отказа воздействие будет продолжено, коллекторов обязательно привлекут к ответственности.
Одним из ключевых требований Закона № 230-ФЗ является обязанность коллекторов взаимодействовать только с самим должником, но не его родными, близкими, коллегами и друзьями. Из этого правила есть одно исключение. Сборщики долгов могут предъявлять требования к поручителям и созаемщикам наряду с основным неплательщиком. В остальных случаях звонки, смс-ки и письма родственникам или иным лицам будут являться нарушением.
Жалобы на указанные выше нарушения могут подать родственники, друзья, коллеги, столкнувшиеся с неправомерными претензиями коллекторов. Жаловаться приставам может и сам должник, в том числе на разглашение персональных данных о задолженности.
Коллекторы проходят специальную подготовку, чтобы оказывать психологическое давление на должников, держать их в страхе, заставлять отдавать деньги или брать новые кредиты. Нередко сборщики долгов вообще переходят грань законных действий. В случае угроз, оскорблений, физического насилия или повреждения имущества нужно незамедлительно обращаться с заявлением в МВД, с жалобой в ФССП.
Перечисленные выше действия подпадают под состав преступлений. Уголовной ответственности подлежит не сама коллекторская фирма, как юридическое лицо, а ее конкретные сотрудники. Дознание по отдельным составам УК РФ могут проводить сами приставы. По наиболее серьезным преступлениям расследованием займутся сотрудники МВД и Следственного комитета.
Все поступившие жалобы приставы рассматривают в течение 30 дней. Допускается одновременное обращение в ФССП, полицию, прокуратуру. В действиях коллекторов могут содержаться сразу несколько нарушений. По каждому из них будет проведена проверка, а виновных лиц привлекут к ответственности. Вот несколько особенностей, связанных с рассмотрением жалоб на коллекторов:
Если приставы подтвердят грубое нарушение прав должника, коллекторскую организацию лишат свидетельства, исключат из реестра. После этого коллекторы вообще не смогут предъявлять какие-либо требования, а за каждый звонок или визит домой будет наступать уже уголовная или административная ответственность.
Скачать образец жалобы на коллекторов в ФССП
(DOCX, 14.9 Кб)
Скачать образец жалобы на коллекторов в полицию
(DOCX, 13.6 Кб)
Автор статьи